Билетная касса:

+375 17 396-16-17

Заказ билетов

Год качества

Буш Алан (1900–1995)

Буш Алан (1900 - 1995)

Буш (Bush) Алан Дадли (р. 22 XII 1900, Далуич) - англ. композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель, обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Великобритании с 1935. В 1918-22 учился в Лондоне у Ф. Кордера по композиции и у Т. Маттея по фп. в Корол. академии музыки. Совершенствовался у Дж. Айрленда (1922-27) и А. Шнабеля (1924-29). В 1925-64 преподавал композицию в Корол. академии музыки. Изучал философию и музыковедение в ун-те в Берлине (1929-31). Сблизился с передовыми нем. писателями Б. Брехтом, Л. Фейхтвангером, Т. и Г. Маннами, комп. П. Хиндемитом, А. Шёнбергом и возглавлявшими революционное муз. движение в Германии X. Эйслером, Э. Мейером, П. Дессау, которые оказали большое влияние на творчество Б., реж. М. Рейнхардтом, Э. Пискатором, актёром и певцом Э. Бушем, дирижёрами О. Клемперером и Б. Вальтером. Вернувшись на родину, Б. стал активным деятелем английского пролетарского музыкального движения и примкнул к передовым общественным силам страны. В 1929-40 руководитель и дирижёр Лондонского рабочего хорового союза, основатель (1936) и первый пред. Рабочей муз. ассоциации (с 1941 её президент; редактор её журнала), одновременно публиковал массовые песни англ., сов. и нем. революционных композиторов, дирижировал самодеят. хорами. Рук. муз. секции Брит. об-ва культурной связи с СССР. С 1945 гастролировал во мн. странах Европы, исполнял свои сочинения как дирижёр и пианист; дирижировал созданным им Лондонским струн. оркестром. За струн. квартет ор. 4 (1924) получил премию А. Карнеги; как симфонист стал известен после исп. фп. концерта по радиостанции Би-Би-Си (1938).

Творчество Б. проникнуто гражданскими мотивами. Борьбе простых людей за свои права, рабочей солидарности, борьбе за мир посвящены героические оперы "Уот Тайлер" ("Wat Tyler", 1950, Лейпциг, 1953) о крестьянской войне 14 в. и "Люди из Блэкмура" ("Men of Blackmoor", Веймар, 1956) о революционной борьбе английских горняков за улучшение условий труда в нач. 19 в.; "Сборщики сахарного тростника" ("The sugar reapers", 1962; Лейпциг, 1966; Тарту, 1970, под названием "Джонни из Гвианы"); фп. концерт, в финале к-рого Б. ввёл солиста-певца и мужской хор (текст содержит призыв к борьбе против социального неравенства); хоры "Голодный поход" ("Song of hunger marches"), "Песня труда" ("Song to labour") и "Защитники мира" ("Defender of peace", 1952), песни и др.

В творчестве Б. важное место занимают сочинения массовых жанров - песни и кантаты, в к-рых он развивает традиции советской массовой и немецкой революционной песни. В них ораторские интонации, упругое, размеренное движение сочетаются с ладовыми особенностями строения мелодики, характерными для английской музыки, - хоры "Песнь дружбы" ("Song of friendship", 1949) для баса, хора и оркестра, "Весь мир - его песня", посвящен певцу П. Робсону (1959), "Баллада о солдате свободы" ("The ballad of freedom's soldier") и др. Как дирижёр и пианист пропагандирует советскую музыку. Неоднократно приезжал в СССР (впервые - в 1938).

Сочинения: оперы, в т.ч. Джо Хилл, человек, который никогда не умрет (1970, Нем. гос. опера, Берлин), детская - Вербовщики (The press-gang, 1946, пост. 1953); оперетты, в т.ч. Очарованье (The spell, 1953); кантаты, в т.ч. Голоса пророков (Voices of the prophets, для голоса с орк. или фп., 1952); для орк. - 3 симфонии, в т.ч. Ноттингемская (1949) и Байрон (1960), увертюры, в т.ч. посв. Р. Воану-Уильямсу (к дню рождения, 1942), Фантазия на советские темы (Fantasia on Soviet themes, 1945), сюиты - Английская (English suite, для струнных, op. 28 и op. 30), конц. сюита для влч. и орк. ор. 37, концерт для скр. с орк., конц. партита ор. 63; камерн. соч. - квартеты для струнных ор. 4 и с фп. ор. 5, инстр. пьесы с фп. и с камерн. орк., в т.ч. для органа, а также цимбал, для разл. духовых с фп.; для фп. - сюита для 2 фп.; хоры, циклы песен, обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Современные течения западной музыки, "СМ", 1938, No 12; Что выражает музыка, там же, 1965, No 1; Music in the Soviet Union, L., 1943; Strict counterpoint in the Palestrina style, L., 1948.
Литература: Паркер Р., Опера Алана Буша "Уот Тайлер", "СМ", 1952, No 7; Шнеерсон Г., Алан Буш - ровесник века, "СМ", 1970, No 12; Алан Буш отвечает Рокфеллеру, "Иностранная лит-ра", 1965, No 11, с. 273; Котляров Б., Наш друг Алан Буш, "МЖ", 1971, No 1, с. 17 и 24; Tribute to Alan Bush on his 50th birthday, L., 1950; Оrga A., Alan Bush, musician and marxist, "Music and Musicians", L., 1969, No 12, p. 20-22.
Г. М. Шнеерсон.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.