Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Концерт ля минор для скрипки с оркестром
Фриц Крейслер (1875–1962) – Избранные миниатюры для скрипки с оркестром
Игорь Стравинский (1882–1971) – Сюита из балета «Поцелуй феи» для скрипки с оркестром
Бенджамин Бриттен (1913–1976) – Простая симфония для струнного оркестра, ор.4
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
заслуженный коллектив Республики Беларусь
Государственный камерный оркестр Республики Беларусь
Главный дирижёр – заслуженный артист Российской Федерации
Евгений Бушков
Солист – лауреат международных конкурсов Гайк Казазян (скрипка; Россия)
Дирижёр – Евгений Бушков
***
Открытие 58-го концертного сезона заслуженный коллектив Республики Беларусь Государственный камерный оркестр отмечает поистине выдающимся событием. Впервые в Беларуси выступит скрипач Гайк Казазян – музыкант из Армении с мировым именем, совсем недавно получивший гран-при на Первом международном скрипичном конкурсе “Classic Violin Olympus” в Дубае! Конкурс проходил по уникальной системе, в которой 12 скрипачей, отобранных по итогам шести международных туров, боролись за главный трофей. Состязания длились почти год: отборочные туры прошли в Токио, Вене, Нью-Йорке, Лондоне, Риме и Дубае. В каждом городе были определены два финалиста, которые и выступили в гранд-финале в Объединённых Арабских Эмиратах. Победа Гайка Казазяна особенно значима, поскольку утвердила его в качестве одного из самых серьезных, глубоких и совершенных музыкантов-скрипачей нашего времени. И то, что одно из первых выступлений артиста после недавнего успеха состоится в Белорусской государственной филармонии, конечно, невероятная удача для минской публики. Она стала результатом давней творческой дружбы именитого скрипача с главным дирижером оркестра заслуженным артистом Российской Федерации Евгением Бушковым.
Программа, выбранная солистом и дирижером, продемонстрирует многообразие стилей и интересов двух музыкантов. Первым в концерте-открытии сезона Государственного камерного оркестра прозвучит Концерт ля минор для скрипки с оркестром И.С. Баха, чей юбилей широко отмечается в этом году. Далее коллектив представит изумительное по своей оригинальности произведение – «Простую симфонию» английского композитора Бенджамина Бриттена. В основе сочинения преимущественно лежат темы, созданные автором в раннем возрасте – в 1925 году – ровно 100 лет назад. Каждая из четырех частей «Простой симфонии» имеет остроумные названия: Boisterous Bourrée («Бурное бурре»), Playful Pizzicato («Потешное пиццикато»), Sentimental Sarabande («Сентиментальная сарабанда») и Frolicsome Finale («Феерический финал»).
Во втором отделении слушателей ждет «особенное» произведение – Дивертисмент для скрипки с оркестром из балета «Поцелуй феи» Игоря Стравинского (1928) Это своеобразное «музыкальное приношение», великому русскому композитору-мелодисту, названное автором «аллегорическим балетом, навеянным музыкой Чайковского». Стравинский считал, что «настоящая традиция не пережиток далёкого прошлого, а живая сила, одухотворяющая и формирующая настоящее».
В основе либретто балета «Поцелуй феи» – сказка Г.Х.Андерсена «Дева льдов». Но по признанию композитора, от сказки датского писателя остались лишь отдельные мотивы – это образы матери и дитя, затерянных в метели, и Феи, отметившей своим поцелуем ребенка и уносящей его навечно в свой волшебный мир. Стравинский особенно подчеркивал важность образа Феи, поцеловавшей маленького мальчика, ибо, по мнению автора, отпечаток поцелуя Музы несет на себе каждое творение Чайковского. В качестве тематического материала Стравинский использовал ряд произведений выдающегося русского композитора: «Колыбельная в бурю», «Юмореска», «Ната-вальс», «Ноктюрн» и др. Обработку для скрипки и фортепиано сюиты из этого балета сделал американский скрипач Самюэль Душкин, а редакция для скрипки со струнным оркестром принадлежит Евгению Бушкову.
В завершение вечера Гайк Казазян порадует столичную филармоническую публику несколькими миниатюрами ещё одного юбиляра этого года – Фрица Крейслера, 150-летие со дня рождения которого празднуется в этом году.
И если продолжить линию «поцелуя феи» как формы ниспосланного свыше дарования, то вполне уместно будет предположить, что музыкальные «имена», представленные в данной программе, несут на себе его отпечаток.